воскресенье, 25 октября 2015 г.

История латинского и русского шрифта. Часть 2

       Латинский алфавит - итог длительного развития на итальянской почве греческого письма в римское. Латиняне заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. Окончательный вид он получил лишь в I веке до н.э. Он состоял из 21 знака. Римское письмо буквы которого были сплошь прописными, располагались между двумя линейками утомляли зрение, оно не имело интервалов между словами, а геометрическая сложность форм затрудняла их написание. 
       Французский палеограф Ж. Маллон указывает на два этапа развития римского письма:  I - II века и III - IV века. В I - II веках у римлян существовали два основных вида письма - классическое обычное письмо, применявшееся в рукописях, книгах, деловых актах и каллиграфические варианты: капитальное квадратное и капитальное рустическое письмо, буквы писались с сильным нажимом. Капитальное письмо применялось на памятниках, афишах и т.д.
    Капитальное квадратное письмо. Характерны: большинство букв имеют такие пропорции, при которых они вместе с засечками вписываются в квадрат. буквы поставлены свободно, интервал между строками равен высоте букв, угол письмо 25 - 30 градусов. Орудие письма: тростниковое или птичье перо. 
        Капитальное рустическое письмо. Характерны: вытянутые пропорции букв (5:3), тонкие вертикальные и жирные горизонтальные штрихи. Письмо сплошное. Позднее слова разделены точками. Промежутки между строками равны половине высоты букв. Угол письма не меньше 60 градусов. Орудие: тростниковое или птичье перо. 
         Унциальное письмо. Характерны: Округлость букв. Пропорции букв близки к квадрату, некоторые буквы по ширине больше чем по высоте. Вертикальные и округлые элементы выведены жирно. Расстояние между строками не менее высоты строки. Письмо сплошное, угол незначителен или равен 0 градусам. 
         Письмо раннего средневековья. Каролингский минискул. Характерны: буквы стали более прямыми, четкими и сжатыми. Угол письма - 15 градусов. Письмо стало располагаться между четырьмя линейками. Характерны стали формы букв: a, b, d, f, e, g, v.  Расстояние между строками равно двум выносным элементам. Каролингский минискул представлял собой самое рациональное и совершенное письмо из всех типов средневекового письма. Позднее он лег в основу известных нам строчных шрифтов антиквы. 

          Готическое письмо XII - XV. В конце XI - начале XII века письмо обрело другие черты. Хронологически этот процесс совпадает с готическим стилем в архитектуре и скульптуре. Эта эволюция привела в XIII веке к тому, что письмо стало готическим. Письмо оставалось таким же строчным, только излишне монотонным и вычурным по форме.  Существовало несколько видов готического письма: ротунда (круглоготическое письмо) в Италии, текстура и швабское письмо в Германии, фрактура во Франции. Различие обьясняется национальными и местными особенностями. 
       Гуманистическое письмо антиква. В XV веке в Италии выработался подвид готического письма - готическая антиква или "письмо Петрарки".  В разработанное им самим письмо положены формы  каролингского минускула. 
    Старинная или гуманистическая антиква. Появление данного шрифта совпадает по времени с эпохой Возрождения. Характерны: наклонные наплывы в округлых элементах букв, контраст штриха (1:2, 1:3). Основные штрихи и концы имеют засечки с плавным закруглением. 
       Переходная антиква. По времени совпадает с барокко. Переходная между старинной и новой антиквой. Характерны: рисование широким пером под углом 15 градусов. В маюскулах стойки букв имеют тонкие засечки с малым округлением. 
        Новая антиква. Возникла в эпоху классицизма. Характерны: сильный контраст шрихов. Наплывы округлых элементов не имеют наклона.
         Египетский или брусковый. Характерны: одинаковая толщина всех элементов буквы и в наличие засечка в виде бруска. Подвид египетского письма - Кларендон. Характерны: контраст шрихов и округлость засечек в местах соединения со штрихами. Гротеск или рубленный. Характерны: равная толщина всех элементов букв и отсутствие засечек. Антиква - гротеск. Характерны: Одинаковое и малоконтрастное соотношение основных и дополнительных штрихов. Короткие закругления или небольшие утолщения на концах стоек. Эта группа древняя, аналоги встречаются в греческих и римских эпиграфических шрифтах. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий